Адаптация и социализация детей-мигрантов

в МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №1».

       В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире не теряет своей актуальности проблема обучения и воспитания детей мигрантов в школе. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.  В нашей школе обучаются представители разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, кумыки, азербайджанцы, татары, башкиры, чуваши, ногайцы, узбеки, киргизы  лезгины, чеченцы.  Количество детей-мигрантов составляет    1, 3% от общего количество обучающихся в ОУ. Все эти  дети испытывают значительные трудности как в адаптации к новым условиям обучения, так и во взаимоотношениях в школьной среде. Ведь ребенок, попадая в незнакомую ему среду, сталкивается со многими трудностями: культуры, языка, взаимоотношений взрослых между собой, общения со сверстниками. Таким образом, ребенок зачастую находится в психотравмирующей ситуации, в состоянии постоянного стресса. Соответственно выделенной проблеме  была поставлена в школе задача организации  консультационного  пункта по вопросам адаптации и интеграции.

Комплекс мероприятий в рамках пункта осуществляется психологами работа по направлениям:

  • Диагностика
  • Консультирование учащихся и их родителей по выявленным проблемам
  • Наблюдение за эффективностью процессов адаптации и интеграции детей-мигрантов

     Культура взаимоотношений, толерантность, навыки бесконфликтного общения среди сверстников формируются в ходе реализации в школе следующих психологических программ: (на уроках общения  в 5, 6 классах, информационных занятиях по выбору профессии в 8, 9 классах, а также классных часах):

«Жить в мире с собой и другими», Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.

«Психология конфликтов», Мухина О., Родионова Г., Скворцова Е.

«Искусство жить в ладу с собой и миром», Е. Царапкина.

«Ни свой, ни чужой», Н. Стебнева.

«Я и Мы», В. Радионов, М. Ступницкая.

«120 уроков психологического развития», Локалова Н.П

        К индивидуальной работе с детьми-мигрантами  совместно с классным руководителем подключаются все специалисты школы. В каждой ситуации решаем вопрос с родителями, с законными представителями, вместе думаем, что можно изменить в семье, в общении с ребенком, между детьми. Так,  ниже публикуемый материал, надеемся, будет полезным для родителей детей- мигрантов.

Проблемы детей - мигрантов.

      Опыт работы с детьми- мигрантами позволяет выделить типичные психологические трудности этих детей. Все проблемы можно подразделить на три основные группы: проблемы, связанные с нарушением общения детей; проблемы, связанные с эмоциональными нарушениями (детские страхи); прочие проблемы, преимущественно связанные с нарушением здоровья детей.

     Проблема общения наиболее распространены среди детей-мигрантов. Те, кто приступает к учебе, вынужден в школьной ситуации показывать свое умение общаться: с классным руководителем, с другими учителями, со школьной администрацией и, самое главное, с одноклассниками и другими учащимися. И вот здесь могут возникнуть и возникают различные сложности, которые в случае их несвоевременного решения могут перерасти в проблемы.

    Как об этом узнают родители детей-мигрантов? Их ставят в известность учителя школ. Об этом сообщают одноклассники их детей и другие родители. Гораздо реже об этом сообщают сами дети.

      Какие претензии предъявляют родителям детей-мигрантов учителя? «Ваш ребенок сложный. Он не слышит меня и других педагогов или не желает слышать».   

      О чем могут поведать сами дети-мигранты? «В школе все несправедливо. Учителя мне никогда не верят. Дети меня не любят. Они часто наговаривают на меня. Они не хотят со мной дружить, часто дразнят». Подобные, и еще множество подобных вопросов появляется в сознании таких детей, переживающих психологические проблемы в школе. И, конечно, они не могут не проявляться в их повседневной жизни, не могут не проявляться непосредственно во взаимоотношениях с учителями и учащимися.  Вывод один: любые устойчивые проблемы детей-мигрантов в школе, в первую очередь, во взаимоотношениях с учениками и учителями, требуют самого серьезного к ним отношения. За этими проблемами могут скрываться как простые недоразумения, вызванные понятным недостатком культуры взаимоотношений новичка-учащегося в принципиально новой для него образовательной среде, так и более серьезные психологические нарушения. Поэтому родителям таких детей необходимо сразу обращаться к специалистам – к психологам и врачам-психотерапевтам. Цель обращения – разобраться вместе с ребенком в истоках его психологических проблем в школе и найти пути выхода их них.

Телефонов экстренного реагирования

1. Единая социально-психологическая служба округа «Телефон доверия» (психологическая помощь анонимно, бесплатно из любой точки ХМАО)

8-800-101-1212

8-800-101-1200

2. Единый социальный телефон  8-800-101-0001 (бесплатная консультационная помощь по вопросам социальной защиты населения)

3. «Телефон доверия» (г. Сургут)  25-99-09

4. Психогигиеническая консультация  (г. Сургут)  25-41-12
5. Центр социальной помощи семье и детям  «Апрель» (г.п. Федоровский): 732-279

6. Детская общественная приёмная  52-60-40  52-60-93  Podrostok@admsr.ru