Главная » Сведения об образовательной организации » Образование » Инклюзивное образование
Инклюзивное образование
Перечень документов на обследование в ПМПК | Памятки родителям | Рекомендованные сайты |
Понятие и сущность инклюзивного образования
В связи с тем, что инклюзивное образование, а также сам термин «инклюзия» в отечественном профессиональном сообществе появился сравнительно недавно, необходимо, прежде всего, рассмотреть сущность понятия «инклюзивное образование». Часто это понятие отождествляют с понятием «интегрированное образование» в силу того, что до сих пор не сложилось однозначного понимания различий данных терминов. В литературе встречается их синонимичное использование, что не совсем верно.
В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Из определения видно, что инклюзивное образование ставит своей основной целью предоставление права выбора ребенком и его родителями вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития системы образования в целом и формирования инклюзивного общества. Существует мнение, что инклюзивное образование стало результатом эволюции отношения общества к особому детству, понимания места нетипичных детей в обществе; закономерный процесс развития системы специального образования и сближения его с общим образованием. Официально термин «инклюзивное образование» был зафиксирован Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Конвенцией о правах инвалидов. В данных документах инклюзия определяется как реформа, поддерживающая и приветствующая различия и особенности каждого человека.
Инклюзивное образование трактуется как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности.
Цель такого образования – отказ от социальной сегрегации детей с ОВЗ и возможность их участие в жизни коллектива детского сада, школы, другими словами – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Так, в статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., ФЗ-273, говорится, что «образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, мы имеем дело с тремя ситуациями, организации образования для обучающихся с ОВЗ (таблица 2)
Ситуации, связанные с организацией обучения ребенка с ОВЗ
Таким образом, на законодательном уровне закреплена как модель совместного обучения с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и образование в отдельных организация и отдельных классах (традиционная форма специального образования).
Следует отметить, что разрешение проблемы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в политики Ханты-Мансийском автономном округе – Югра нашло свое отражение в реализации сформированных в округе межведомственных планов, выстроенных в соответствии с направлениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере инклюзивного образования в политики Ханты-Мансийском автономном округе – Югра стало участие региона в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в апробации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня реализуются долгосрочные целевые программы, которыми предусмотрены создание доступной среды, социально-медицинская и трудовая реабилитация детей-инвалидов, а также создание условий для поддержки семей с детьми инвалидами. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции повышения доступности образования для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Современная модель инклюзивного образования реализуется на основании нормативно-правовых документов нескольких уровней:
– международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
– федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
– правительственные (постановления, распоряжения);
– ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);
– региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Ключевые международные инициативы, положенные в основу нормативной правовой базы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Смотреть список
Данные положения международного права приняты во внимание во многих странах, в том числе и в Российской Федерации. Необходимо отметить, что вышеназванные международные документы (Декларации ООН, ЮНЕСКО) не соотносятся с требованиями обязательного права и носят рекомендательный характер для государств-участников международных организаций. Однако, в случае ратификации документов такого порядка (Декларации, Соглашения, Конвенции) законодательство страны может быть приведено в соответствии с нормами Международного права.
Федеральные документы
В России Гарантия прав для всех детей, в том числе и с ОВЗ, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов. Смотреть список
Принятие данных нормативных документов позволяет предъявлять единые требования к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ/ инвалидностью. Следует уточнить, что система нормативно правового регламентирования деятельности образовательной организации находится в постоянном изменении и уточнении. Часть нормативных, правовых регламентов отменены, другие находятся на этапе доработки. В переходный период, до 2016 года, часть методических пояснений, касающиеся проблем организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации продолжают носить рекомендательный характер.
Региональные документы
Что касается регионального уровня, то за последнее десятилетие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей с инвалидностью и ОВЗ, на создание в округе инфраструктуры доступной среды. Смотреть список
- ПРИКАЗ № 78 Департамента ХМАО «Об организации мероприятий инклюзивного образования»
- ПРИКАЗ № 189 Департамента ХМАО «Об внесении изменений в приказ об организации мероприятий инклюзивного образования»
- Письмо 328 по ИПРА от 19.02.2016
- ПРИКАЗ МБОУ "Федоровская СОШ №1" «Об реализации мероприятий инклюзивного обучения»
- ПРИКАЗ Департамента ХМАО «Об реализации модели мероприятий инклюзивного обучения»
Школьные документы
- Положение о центре ППМС
- Положение об индивидуальной траектории развития обучающихся с ОВЗ
- Модель инклюзивного образования
- Соглашение по реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения с Федоровским спортивно-оздоровительным центром
- Соглашения по реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения с Федоровским центром дополнительного образования
- Соглашения реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения с центом социально помощи семье и детям "Апрель"
- Ответственные должностные лица по организации работы и реализации мероприятий, предусмотренных ИПРА
- Постановление об утверждении состава и порядка работы психолого-медико-педагогической комиссии Сургутского района
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- АООП ООО для детей с ТНР
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Перечень документов на обследование в ПМПК
- Информация о деятельности ПМПК
- Как подготовить ребенка к ПМПК
- Анкета для родителей
- Выписка из истории развития ребенка
- Выписка из решения консилиума ОО
- Заявление - согласие родителей
- Заявление ребенка 15 лет
- Направление от ОО
- Согласие на обработку персональных данных
- Права детей и родителей на ПМПК
Памятки родителям
- памятки для родитетей имеющих детей ЗПР
- памятки для родителей имеющих детей ОВЗ
- памятки для родителей имеющих детей инвалидов
Рекомендованные сайты
- Профориентационный портал «Мой ориентир»
- Портал для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ
- Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех
- Сайт «Школьный логопед»
- Сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ
- Портал инклюзивного образования